Архив 2008-2014 » 2014 | 01 Январь-февраль

Год модернизации отрасли

На модернизацию угольной отрасли в 2014 году запланировано направить 66 миллиардов рублей

Наращивание нового

В эксплуатацию запланировано ввести новую шахту в Киселевске — «Карагайлинскую» — с запланированной мощностью в 1,5 миллиона тонн и одноименную обогатительную фабрику мощностью 2,4 миллиона тонн (ООО «Угольная компания «Заречная»). Ранее сообщалось о планах ввести обогатительную фабрику и шахту «Карагайлинская» в 2013 году. Но, по информации, полученной из пресс-службы компании, запуск комплекса, состоящего из шахты и обогатительной фабрики, сдвинут на первый квартал 2014 года в связи с недостатком финансирования.

Также в плане-2014 два разреза: «Тайбинский» в Киселевске, мощность предприятия оценивается в 1,8 миллиона тонн; и «Кийзасский» в Мысках, мощностью в 4,5 миллиона тонн. Строительство разрезов ведут ООО «Инвест-Углесбыт» и ООО «Разрез «Кийзасский».

Также в 2014 году планируется приступить к строительству обогатительной фабрики «Калтанская» (ОАО «Угольная компания «Кузбассразрез­уголь». Судя по официальным заявлениям компетентных представителей компании, предприятие «за год можно сделать».

В целом по году планируется добыть не менее 200 миллионов тонн «черного золота». Таким образом, кузбассовцам нужно приложить максимум усилий, чтобы сохранить экспортные позиции кузбасского угля. Потому что экспорт — это ключевой фактор роста современной российской угольной промышленности, соответственно основной приток валютных инвестиций (которые идут, в свою очередь, на модернизацию шахтного фонда, оснащение отрасли высокопроизводительной техникой, обеспечение безопасности труда горняков).

Закрытие старого

В то же самое время в Прокопьевске (в течение 2014 года) могут прекратить свою работу две шахты. Местные власти прогнозируют, что из-за нерентабельности закроются угольные предприятия «Зиминка» и «Красногорская».

Валерий Гаранин, глава города, отметил, что процесс закрытия шахт — это неизбежное дело.

— Это не вина собственников наших угольных предприятий, а наша общая беда. В 2009 году первой закрылась шахта «Тырганская». С января 2013 года не работает шахта «Коксовая». С 1 июля 2013 года прекращена добыча угля на шахте им. Ворошилова. А с 1 ноября прекратила подземную добычу угля шахта «Зенковская». Шахты «Зиминка» и «Красногорская» будут держаться до последнего.

Как отметил Валерий Гаранин, к концу 2014 года в городе могут быть закрыты все шахты, кроме шахты имени Дзержинского, у которой имеются подготовленные для отработки запасы коксующихся марок угля. Без изменений продолжат свою работу все четыре обогатительные фабрики, расположенные в городе, равно как и разрезы «Березовский», «Прокопьевский».

Эх, дороги…

Перед угольщиками Кузбасса стоит задача не столько в добыче угля, сколько в его вывозе, и особо в порты Дальнего Востока, потому что железнодорожники с таким объемом грузов просто не справляются. В конце 2013-го на складах скопился тройной норматив угля. Поэтому с подачи губернатора области Амана Тулеева президент РФ Владимир Путин принял стратегически важное для региона решение о государственном финансировании Программы расширения мощностей БАМа и Транссиба, что позволит увеличить пропускную способность железной дороги в этом направлении.

По комментариям Алексея Варющенкова, заместителя начальника Западно-Сибирской железной дороги, объемы добычи угля в прошлых годах оказались выше прогнозируемых угольщиками. Так, в 2012 году добыча составила 201,5 миллиона тонн вместо ожидаемых 195 миллионов тонн, данная тенденция сохранилась и в 2013-м (план добычи — 203 миллиона тонн при прогнозируемых ранее 200 миллионах тонн). Для бесперебойного осуществления повышенных объемов перевозок железнодорожниками принимался и принимается ряд мер по модернизации инфраструктуры и обновлению локомотивного парка. Инвестиционная программа железной дороги на 2013 год предусматривала капитальные вложения в объеме более 34 миллиардов рублей, осуществлялась поставка 181 локомотива и велась модернизация 400 км железнодорожного пути.

В то же время переориентация сбытового блока угольных компаний на экспорт повлекла снижение погрузки в местном сообщении, что опять-таки привело к изменению системы работы РЖД в регионе.

Конкуренция

Чтобы Кузбассу активно продавать уголь на мировых рынках, он должен быть конкурентоспособным. То есть необходимо повышать добавленную стоимость продукции. Задача особой важности — увеличение доли обогащенного угля, цена которого в два раза выше, чем рядового.

Регион неплохо продвинулся в этом направлении. За 10 лет было запущено 24 обогатительные фабрики. Если в 2003 году обогащали 41,5% добываемого угля, то в 2013 году уже почти 72%.

Задача на будущее, по словам губернатора региона Амана Тулеева, перерабатывать весь добываемый в Кузбассе уголь в местах его добычи.

Очень перспективное, с точки зрения компетентных специалистов, направление — углехимия. От одного продукта в угольной отрасли можно произвести 130 видов химических полупродуктов и более 5 тысяч видов продукции смежных отраслей. При этом цена таких продуктов возрастает на несколько порядков. К примеру, одна тонна угля стоит в среднем 1 600 рублей, а тонна угольного сорбента — уже 3 миллиона рублей.

Разумеется, новые технологии требуют серьезных инвестиций. Это дело дорогое, которое далеко не сразу окупается. Но другого пути у отрасли, если она хочет не только оставаться на плаву, но твердо стоять на ногах, нет. Кузбассу нужно работать именно в этом направлении.

Главная » Архив 2008-2014 » 2014 | 01 Январь-февраль » Год модернизации отрасли

Просмотров всего 1944631 сегодня 319 вчера 390 сейчас 8